about us icon Пресс-центр

Новости

news image

Новые подходы к организации медицинской помощи продемонстрировали столичные поликлиники

Будет ли дополнительное финансирование, повысят ли тарифы – вопросы, которые…

10, августа 2023

Будет ли дополнительное финансирование, повысят ли тарифы – вопросы, которые Фонду социального медицинского страхования задает сегодня почти каждая медорганизация, ссылаясь на нехватку ресурсов. Тем временем отдельные столичные поликлиники учатся эффективно управлять своими финансами в рамках выделенного бюджета, ищут способы оптимизировать расходы и высвобождают внутренние резервы для развития. Глава Фонда социального медицинского страхования Сабит Ахметов встретился с «новаторами».

 

Председатель правления ФСМС Сабит Ахметов посетил столичные поликлиники №9 и №10 с целью обсуждения проблемных вопросов, в том числе связанных с финансированием медицинской помощи. Заодно ознакомился с их практической деятельностью и оценил организационный потенциал, назвав при этом «центрами лучших практик».

 

Неотложная помощь по месту жительства

С 2023 года поликлиники №№ 4, 9 и 10 являются участниками пилотного проекта по неотложной медицинской помощи, основная цель которого – разгрузить стационары и повысить доступность медпомощи для населения. На их базе созданы специальные отделения, куда в рабочее время прикрепленные граждане могут обратиться самостоятельно при обострении хронических заболеваний, острых воспалительных заболеваниях кожи и подкожной клетчатки, легких травмах, неглубоких ранах, ожогах 1-2 степени, ушибах, растяжениях, ссадинах, болевых синдромах, вызванных хроническим заболеванием, при укусах животных и насекомых, артериальной гипертензии (если нет осложненного криза) и даже за удалением инородных тел (если речь не идет о дыхательных путях или желудочно-кишечном тракте).

Статус застрахованного в таких ситуациях не нужен, так как вся экстренная медицинская помощь гарантирована государством и оказывается бесплатно. При необходимости пациенту будут проведены необходимые обследования и манипуляции, назначено амбулаторное лечение, либо его направят в круглосуточный стационар для дальнейшей госпитализации.

Также можно вызвать скорую на дом, позвонив по номеру «103». Если состояние не угрожает жизни и вызвано острым или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, на выезд направляется бригада 4 категории срочности, которая закреплена за поликлиниками.

Поскольку пилот запустили недавно, говорить о каких-то масштабных результатах пока рано. Но по словам главных врачей эффект все же есть. В отделение неотложной медицинской помощи поликлиники №9, которое открыли в мае, ежедневно обращается в среднем 50-55 пациентов, осуществляется до 10 выездов на дом. Поликлиника №10, где отделение заработало в январе, уже оказала помощь 2,4 тыс. пациентов. При этом свыше 97% приходится на самообращения. Четверть всех обращений приходится на детей, в половине случаев поводом стали травмы.

«Сотрудники этого отделения должны иметь достаточно высокую квалификацию и способность быстро принимать решения в критических ситуациях. Поэтому повышение уровня квалификации медицинских работников является для нас первоочередной задачей. Это значит, что в итоге мы получаем высококвалифицированный персонал», – подчеркнула главный врач поликлиники №10 Айгуль Касымова.

 

Скорую помощь – на аутсорс

В рамках пилота поликлиники апробируют еще одну модель работы – передав обслуживание 4 категории срочности на аутсорсинг скорой помощи. Во-первых, чтобы максимально оперативно реагировать на вызовы и не допускать опозданий, что считается нарушением и влечет за собой штрафные санкции. Во-вторых, чтобы оптимизировать свои расходы и высвободить средства. По словам главврача поликлиники №10, этот механизм является экономически выгодным, позволяя в разы сократить расходы на содержание автопарка и штата сотрудников.

«Мы получаем фиксированную оплату за каждого прикрепленного. Если население малочисленное, как у нас, то и сумма будет соответствующая. При этом мы несем большие расходы на содержание бригад и обслуживание машин. При аутсорсе такая необходимость отпадает и затраты минимальны. Мы просто платим скорой за фактически обслуженные вызовы. Какую-то часть мы забираем на себя, например, если это наш диспансерный пациент, оформляем как вызов врача на дом. Такие не отдаем их на аутсорс, сами обслуживаем», – дополнила Айгуль Касымова.

Обе поликлиники обслуживают от 80 до 90 тыс. прикрепленного населения. По правилам (вне пилота), передавать 4 категорию на аутсорсинг могут только медорганизации с населением менее 30 тыс. человек. Однако, как отметил глава Фонда медстрахования Сабит Ахметов, если эта модель окажется оправданной, эти правила можно было бы пересмотреть и позволить передавать обслуживание своего контингента и крупным медорганизациям.

В поликлинике №9, в свою очередь, заметили, что количество вызовов зависит от сезона. Если весна-лето – благоприятный период, когда скорая справляется, а поликлиника может значительно сэкономить, то осенью и зимой нагрузка может вырасти. Поэтому делать выводы пока рано.

 

Анализы съедают большую часть бюджета

Поликлиники проанализировали потребление медицинской помощи и пришли к выводу, что большую часть бюджета съедают лабораторные исследования. Были случаи, когда здоровые пациенты в две недели раз необоснованно сдавали одни и те же анализы. Есть еще и плановая госпитализация, для которой нужно пройти большой перечень обследований.

«Мы обследуем пациента, прописываем в выписке все результаты и выставляем на портал. А по истечении 10 дней – повторно все эти анализы, если пациент не был госпитализирован. И так может продолжаться в течение месяца-двух. При этом каждый стационар, особенно республиканского уровня, выставляет свой перечень обследований. Бывает даже, что на 2-3 листах. Если это все постоянно пересдавать, мы доставляем неудобства пациенту и теряем на этом деньги, которые могли бы пойти на медпомощь другому пациенту», – поделилась в ходе встречи с Сабитом Ахметовым руководитель службы охраны материнства и детства поликлиники №10 Дана Абельгазина.

То же самое по пациентам с онкологическими заболеваниями, получающим химиотерапию. Перед каждой плановой госпитализацией они проходят большой перечень обследований и консультаций – через каждый 21 день.

 

Фонду предлагают рассмотреть «гибкое управление»

Исходя из всех имеющихся проблем и вопросов, поликлиники предложили главе Фонда медстрахования рассмотреть вопрос о частичном фондодержании, предоставив предварительные расчеты. По их мнению, это даст финансовый стимул для специалистов первичной сети, снизит количество необоснованных направлений и в целом потребления консультативно-диагностических услуг, повысит доступность и усилит качество услуг первичного звена. И что самое главное, сам собой отпадет вопрос приписок.

Фондодержание позволит поликлинике самостоятельно регулировать перемещение денег внутри, что сейчас им недоступно. В результате, стоит вопрос о перевыполнении или недоосвоении средств. Гибкое управление поможет направлять деньги туда, где они нужны и где есть результат. Во главу угла будут поставлены индикаторы, при выполнении которых врачи будут получать стимулирующие выплаты. Речь идет о снижении экстренной госпитализации и количества вызовов, об эффективной профилактике болезней, раннем выявлении онкологических больных, охвате беременных до 10 недель.

Сабит Ахметов отметил, что вопрос фондодержания требует дополнительной проработки, и пообещал собрать рабочую группу для рассмотрения этого вопроса.

 

Нужны поправочные коэффициенты

Также столичные поликлиники попросили главу Фонда медстрахования рассмотреть применение поправочных коэффициентов с учетом половозрастного состава прикрепленного населения, оснащенности материально-технической базы (включая тяжелую технику), площадей, которые необходимо содержать.

Помимо этого, они считают целесообразным отдельно выделять финансирование на молодежные центры здоровья и медицинское обслуживание школьников в организациях образования, либо предусмотреть поправочный коэффициент. К примеру, поликлиника №9 помимо своего населения сегодня обслуживает 16 школ, в большинстве из них учится не менее 2 тыс. школьников.

«До 1 мая у меня было 37 тыс. прикрепленных детей и 20,5 тыс. школьников в нагрузку. В общем мы обслуживаем 55 тыс. детей. Это население целой поликлиники, и очень затратно для нас. Тогда как на территории многих поликлиник школ нет. Складываются неравные условия», — прокомментировала Дана Абельгазина

По итогам обсуждения Сабит Ахметов поблагодарил поликлиники за проведенную работу и предложенные решения, пообещав все изучить.

Контакты

ГКП на ПХВ «Городская детская клиническая больница»

Адрес:

Email:

РК, г. Шымкент, мкр.Асар, 757

detbol_1@mail.ru

phone icon 1414
Единый контакт-центр
phone icon 41-80-27
Контактный центр медицинского учреждения